Грааль
1. Происхождение слова «Грааль»
Слово «Грааль», по мнению исследователей, происходит от французского Gradalis, что означает «сосуд». По другой гипотезе Graal восходит к ирландскому cryol, что означает «корзина изобилия». Ещё есть гипотеза, что это слово возникло в результате переосмысления фразы sang real, что означает «истинная кровь» (подразумевается кровь Иисуса Христа).
Символ чаши известен многим древним культурам. Исследователи полагают, что прототипом Святого Грааля были кельтские котлы: котел возрождения, в который опускали мертвых воинов, откуда они выходили живые, неисчерпаемый котел, дающий пищу, котел мудрости.
2. Иосиф Аримафейский и Чаша Грааля
В канонических евангелиях дается крайне скупая информация о том, кем был Иосиф из Аримафеи. Известно только, что он был богат и являлся тайным учеником Иисуса Христа (Иоанн, 19:38). Согласно же апокрифам, Иосиф был купцом. В частности, там утверждается о том, что Иосиф брал юного Христа в торговую поездку на Британские острова.
Иосиф Аримафейский упоминается в четырех евангелиях как человек, забравший с места казни тело Христа для погребения. Согласно Евангелию от Матфея (27:57—60) и от Марка (15:43—45), Иосиф Аримафейский лично просил у Понтия Пилата разрешения забрать мертвое тело Христа. Согласно традициям древних евреев, похоронами обычно занимался близкий родственник-мужчина. Устная традиция Ближнего Востока считает его дядей Девы Марии.
Согласно истории Робера де Борона «Иосиф Аримафейский», когда Иисус получил удар копьем в бок во время распятия, Иосиф собрал капли крови Христа в чашу, стоявшую возле Иисуса на Тайной вечере. После воскресения же Христос повелел, чтобы Иосиф или его потомки перенесли чашу в райские земли Авалона, отождествляемого ныне с Гластонбери в Англии. Как говорят некоторые источники, Иосиф за доброе отношение к Иисусу был брошен в темницу, в которой ему волшебным образом явился Спаситель, обучивший его «тайнам Грааля». Именно Грааль питал Иосифа во время его заточения.
Иосиф покидает Иудею вместе с группой учеников Иисуса, в число которых входили апостол Филипп, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария из Вифании, Мать Мария и другие. Лазарь и Мария Магдалина остались в Массалии (Марселе), а одна часть учеников отправилась на север современной Франции, в Галлию, другая - в Британию.
Когда Иосиф со спутниками добрались до территории современного Гластонбери, король Арвирагус даровал своим гостям земли в этой местности. Именно здесь новоявленные проповедники построили церковь Ветуста Экклезиа (Старая Церковь), посвященную Деве Марии.
Известный саркофаг Иосифа хранится сегодня в Гластонбери. После извлечения саркофага из земли, обнаружили прилагавшуюся к нему эпитафию. По-латински она гласит: «После погребения Христа я прибыл к бриттам. Я учил, я обрел вечный покой».
3. Достопримечательности Гластонбери
У подножия горы Тор в Гластонбери бьет родник, который на протяжении столетий называли «Родник чаши» и «Святой источник». Его вода, питаемая подземной рекой, говорят, обладает чудесными целительными свойствами. Одно из гластонберийских преданий утверждает, что Иосиф Аримафейский спрятал Грааль в этом источнике. После смерти Иосифа чаша пребывала незримой, спрятанной от любопытных глаз людей вплоть до времен Короля Артура.
В Гластонбери (в графстве Сомерсет) в средневековье находился центр британского христианства. Расположенное здесь бенедиктинское аббатство (Glactonbury Abbey) было самым старым в Англии.
Когда Иосиф со своим маленьким отрядом путешествовал вверх по реке, большая часть территории современного Гластонбери была под водой, кроме Тора, который возвышался над болотистой почвой. Сегодня на вершине холма стоит башня – все что осталось от часовни 14 века, посвященной Св. Михаилу. Ее построили с целью опечатать то, что, по мнению людей, было проходом в преисподнюю тьмы.
Согласно легендам, Иосиф Аримафейский, прибыв в Гластонбери, воткнул свой посох в землю, из которого потом вырос прекрасный куст боярышника. Любопытно, что посох Иосифа, согласно легендам, был вырезан из дерева, которое выросло из тернового венца, надетого на голову Иисуса перед казнью. Боярышник, растущий в Гластонбери, цветет в мае и под Рождество и носит название Священного Терновника.